Вариант № 30

Централизованное тестирование по биологии, 2013

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

В заданиях, где нужно установить соответствие между двумя столбцами, ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание № 951
i

Свой­ство живых ор­га­низ­мов при вос­про­из­ве­де­нии себе по­доб­ных пе­ре­да­вать при­зна­ки ро­ди­те­лей по­том­кам на­зы­ва­ет­ся:



2
Задание № 952
i

Кон­су­мен­та­ми яв­ля­ют­ся:



3
Задание № 953
i

Одной из при­чин за­гряз­не­ния вод­ной среды яв­ля­ет­ся:



4
Задание № 954
i

Ре­цес­сив­ная го­мо­зи­го­та по ал­ле­лям пер­во­го гена и ге­те­ро­зи­го­та по ал­ле­лям вто­ро­го гена может иметь бук­вен­ное обо­зна­че­ние ге­но­ти­па:



5
Задание № 955
i

Какая кле­точ­ная струк­ту­ра обо­зна­че­на на ри­сун­ке циф­рой 2?



6
Задание № 956
i

Рас­па­да­ет­ся ядер­ная обо­лоч­ка и хро­мо­со­мы бес­по­ря­доч­но лежат в ци­то­плаз­ме клет­ки в ... ми­то­за.



7
Задание № 957
i

Под­бе­ри­те не­до­ста­ю­щее по­ня­тие, учи­ты­вая, что между ука­зан­ны­ми па­ра­ми су­ще­ству­ет оди­на­ко­вая ло­ги­че­ская связь:

осмос  — транс­порт воды = эк­зо­ци­тоз  — ?



8
Задание № 958
i

Клет­ка, обо­зна­чен­ная на схеме спер­ма­то­ге­не­за циф­рой 1:



9
Задание № 959
i

Вы­бе­ри­те пра­виль­но со­став­лен­ную пару, опре­де­ля­ю­щую хро­мо­сом­ную пе­ре­строй­ку и ме­ха­низм ее фор­ми­ро­ва­ния:



10
Задание № 960
i

За­ви­си­мость жиз­не­де­я­тель­но­сти ор­га­низ­ма от элек­тро­маг­нит­но­го из­лу­че­ния оп­ти­че­ско­го диа­па­зо­на вы­ра­жа­ет­ся сим­мет­рич­ной ку­по­ло­об­раз­ной кри­вой; эко­ло­ги­че­ский оп­ти­мум по дан­но­му фак­то­ру со­став­ля­ет 600 нм. Какие пре­де­лы вы­нос­ли­во­сти по от­но­ше­нию к элек­тро­маг­нит­но­му из­лу­че­нию оп­ти­че­ско­го диа­па­зо­на будет иметь ор­га­низм?



11
Задание № 961
i

При­ме­ром то­пи­че­ских свя­зей по­пу­ля­ций в био­це­но­зе яв­ля­ет­ся:



12
Задание № 962
i

На при­над­леж­ность че­ло­ве­ка к виду Че­ло­век ра­зум­ный ука­зы­ва­ют(-ет):



13
Задание № 963
i

В на­ча­ле XX века в ре­зуль­та­те ин­тен­сив­но­го от­стре­ла со­бо­ля его ареал был разо­рван на мно­же­ство не­боль­ших ча­стей, уда­лен­ных друг от друга на зна­чи­тель­ные рас­сто­я­ния. Это при­мер изо­ля­ции:



14
Задание № 964
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

ВЕ­ЩЕ­СТВО

1 — ке­ра­тин

2 — дез­ок­си­ри­бо­за

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

а — вхо­дит в со­став АТФ

б — яв­ля­ет­ся фиб­рил­ляр­ным бел­ком

в — вы­пол­ня­ет ре­гу­ля­тор­ную функ­цию

г — вто­рич­ная струк­ту­ра в виде а-спи­ра­ли

д — по хи­ми­че­ской при­ро­де от­но­сит­ся к уг­ле­во­дам



15
Задание № 965
i

Най­ди­те два по­ня­тия, ко­то­рые яв­ля­ют­ся об­щи­ми для про­цес­сов фо­то­син­те­за и кле­точ­но­го ды­ха­ния:

 

а  — кри­сты

б  — НАДФ · Н+Н+

в  — уг­ле­кис­лый газ

г  — по­ли­со­ма

д  — элек­трон



16
Задание № 966
i

Ро­до­слов­ная ил­лю­стри­ру­ет на­сле­до­ва­ние од­но­го из за­бо­ле­ва­ний:

Опре­де­ли­те тип на­сле­до­ва­ния:



17
Задание № 967
i

Мед­ведь бурый в Бе­ла­ру­си яв­ля­ет­ся:



18
Задание № 968
i

На­зо­ви­те эле­мент, обо­зна­чен­ный на схеме стро­е­ния цвет­ка циф­рой 4:



19
Задание № 969
i

Му­хо­мор крас­ный  — это гриб



20
Задание № 970
i

На ри­сун­ке изоб­ра­жен лист:



21
Задание № 971
i

Ор­га­низм, у ко­то­ро­го не­пе­ре­ва­рен­ные остат­ки пищи уда­ля­ют­ся через по­ро­ши­цу, изоб­ра­жен на ри­сун­ке:

 



22
Задание № 972
i

Вы­бе­ри­те вер­ные утвер­жде­ния:

 

а  — рост корня в длину осу­ществ­ля­ет­ся за счет де­ле­ния кле­ток вер­ху­шеч­ной ме­ри­сте­мы

б  — бо­ко­вые корни берут на­ча­ло от стеб­ля, ли­стьев, ви­до­из­ме­нен­ных по­бе­гов

в  — корни-при­сос­ки раз­ви­ва­ют­ся у рас­те­ний-па­ра­зи­тов



23
Задание № 973
i

Ука­жи­те ста­дию жиз­нен­но­го цикла ку­куш­ки­на льна, обо­зна­чен­ную на схеме циф­рой 7:



24
Задание № 974
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для птиц:

 

а  — цве­то­вое зре­ние

б  — у боль­шин­ства видов есть груд­ной киль

в  — го­ло­со­вой ап­па­рат рас­по­ло­жен в ниж­ней части пи­ще­во­да

г  — воз­дух про­хо­дит через лег­кие два­жды: при вдохе и при вы­до­хе

д  — тем­пе­ра­ту­ра тела за­ви­сит от тем­пе­ра­ту­ры окру­жа­ю­щей среды.



25
Задание № 975
i

У реч­но­го рака:



26
Задание № 976
i

У ма­ло­го пру­до­ви­ка:

 

а  — ор­га­ном вы­де­ле­ния яв­ля­ет­ся почка

б  — раз­бро­сан­но-уз­ло­вая нерв­ная си­сте­ма

в  — за­мкну­тая кро­ве­нос­ная си­сте­ма

г  — пря­мое раз­ви­тие



27
Задание № 977
i

Оха­рак­те­ри­зуй­те тип Круг­лые черви:

 

а  — пред­став­лен сво­бод­но жи­ву­щи­ми и па­ра­зи­ти­че­ски­ми ви­да­ми

б  — вто­рич­ная по­лость тела

в  — сквоз­ная ки­шеч­ная труб­ка

г  — га­зо­об­мен осу­ществ­ля­ет­ся через всю по­верх­ность тела

д  — пред­ста­ви­те­ля­ми яв­ля­ют­ся ас­ка­ри­да и пес­ко­жил



28
Задание № 978
i

Срав­ни­те по­зво­ноч­ных жи­вот­ных по сте­пе­ни раз­ви­тия осе­во­го ске­ле­та и че­ре­па и рас­по­ло­жи­те их в по­ряд­ке услож­не­ния стро­е­ния ука­зан­ных эле­мен­тов:

 

а  — варан

б  — ушан

в  — стер­лядь

г  — чес­ноч­ни­ца



29
Задание № 979
i

Ука­жи­те, для каких ор­га­низ­мов ха­рак­тер­ны пе­ре­чис­лен­ные при­зна­ки:

ПРИ­ЗНАК

1 — за­пас­ной уг­ле­вод — крах­мал

2 — хи­ти­ни­зи­ро­ван­ная ку­ти­ку­ла

3 — в со­став кле­точ­ной стен­ки вхо­дит хитин

4 — в со­став кле­точ­ной стен­ки вхо­дит му­ре­ин

ОР­ГА­НИЗМ

а —овод

б — клен

в — ут­ко­нос

г — сы­ро­еж­ка

д — бак­те­рия — воз­бу­ди­тель хо­ле­ры



30
Задание № 980
i

Вы­бе­ри­те от­ли­чи­тель­ные при­зна­ки про­цес­сов опы­ле­ния и опло­до­тво­ре­ния таких цвет­ко­вых рас­те­ний, как фи­ал­ка (I) и ле­щи­на (II), а также при­зна­ки, общие для обоих рас­те­ний (III):

 

а  — ха­рак­тер­но са­мо­опы­ле­ние

б  — опы­ля­ет­ся на­се­ко­мы­ми

в  — пыль­ца пе­ре­но­сит­ся вет­ром

г  — цен­траль­ная клет­ка за­ро­ды­ше­во­го мешка до опло­до­тво­ре­ния три­п­ло­ид­ная

д  — спер­мии об­ра­зу­ют­ся из ве­ге­та­тив­ной клет­ки пыль­це­во­го зерна

е  — спер­мин по­па­да­ют в за­ро­ды­ше­вый мешок через пыль­це­вую труб­ку



31
Задание № 981
i

После вве­де­ния в ор­га­низм че­ло­ве­ка вак­ци­ны про­тив грип­па фор­ми­ру­ет­ся им­му­ни­тет:



32
Задание № 982
i

Ука­жи­те ха­рак­тер­ный для дермы кожи че­ло­ве­ка при­знак:



33
Задание № 983
i

На ри­сун­ке циф­ра­ми 3 и 4 обо­зна­че­ны кости:



34
Задание № 984
i

Опре­де­ли­те ве­ще­ство сек­ре­та пи­ще­ва­ри­тель­ных желез че­ло­ве­ка:

 

— яв­ля­ет­ся фер­мен­том клас­са гид­ро­лаз;

— рас­щеп­ля­ет ди­са­ха­ри­ды до мо­но­са­ха­ри­дов;

— оп­ти­маль­ной для ра­бо­ты яв­ля­ет­ся сла­бо­ще­лоч­ная среда.



35
Задание № 985
i

Ука­жи­те не­вер­ное для мо­че­вы­де­ли­тель­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка утвер­жде­ние:



36
Задание № 986
i

Если циф­рой 1 обо­зна­чить ра­дуж­ку глаза че­ло­ве­ка, 2  — стек­ло­вид­ное тело, 3  — глаз­ное яб­ло­ко, то пра­виль­ное вза­и­мо­рас­по­ло­же­ние этих струк­тур будет отоб­ра­жать схема, обо­зна­чен­ная бук­вой:

А

Б

В

Г



37
Задание № 987
i

Даны эле­мен­ты сер­деч­но-со­су­ди­стой си­сте­мы че­ло­ве­ка:

 

а  — ар­те­рии шеи

б  — левое пред­сер­дие

в  — левый же­лу­до­чек

г  — по­лу­лун­ные кла­па­ны

д  — аорта

 

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность дви­же­ния крови по ним, на­чи­ная от ле­во­го пред­сер­дия:



38
Задание № 988
i

В схему гу­мо­раль­ной ре­гу­ля­ции в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка вставь­те про­пу­щен­ное звено (обо­зна­че­но зна­ком «?»):



39
Задание № 989
i

Уста­но­ви­те вклад в раз­ви­тие био­ло­гии сле­ду­ю­щих учёных:

УЧЁНЫЙ

А)  М. Каль­вин

Б)  Дж. Уот­сон

В)  И. И. Меч­ни­ков

ВКЛАД В РАЗ­ВИ­ТИЕ БИО­ЛО­ГИИ

1)  от­крыл яв­ле­ние фа­го­ци­то­за

2)  изу­чал ме­ха­низм фо­то­син­те­за

3)  яв­ля­ет­ся одним из ав­то­ров трех­мер­ной мо­де­ли ДНК

4)  сфор­му­ли­ро­вал закон го­мо­ло­ги­че­ских рядов на­след­ствен­ной из­мен­чи­во­сти

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .


Ответ:

40
Задание № 990
i

Ука­жи­те, из каких эле­мен­тов ней­ру­лы, обо­зна­чен­ных на ри­сун­ке циф­ра­ми 1—5, раз­ви­ва­ют­ся сле­ду­ю­щие струк­ту­ры хор­до­вых жи­вот­ных:

A)  ребра

Б)  го­лов­ной мозг

В)  эпи­дер­мис кожи

Г)  пла­ва­тель­ный пу­зырь

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .


Ответ:

41
Задание № 991
i

Для каж­дой пары ор­га­нов (струк­тур) под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую спо­соб осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­вел к фор­ми­ро­ва­нию ука­зан­ных ор­га­нов (струк­тур):

ОР­ГА­НЫ (СТРУК­ТУ­РЫ)

A)  ко­рень оду­ван­чи­ка и кор­не­ви­ще пырея

Б)  кры­лья ле­ту­чей мыши и кры­лья ба­боч­ки

В)  по­чеч­ные чешуи то­по­ля и ко­люч­ки как­ту­са

Г)  ядо­ви­тые же­ле­зы га­дю­ки и слюн­ные же­ле­зы яще­ри­цы

Д)  бе­га­тель­ные ко­неч­но­сти та­ра­ка­на и ро­ю­щие ко­неч­но­сти мед­вед­ки

СХЕМА СПО­СО­БА

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .


Ответ:

42
Задание № 992
i

Пеп­тид имеет сле­ду­ю­щую ами­но­кис­лот­ную по­сле­до­ва­тель­ность:

Цис-Тир-Фен-Гли-Асн-Цис-Про-Арг-Гли.

Опре­де­ли­те длину (нм) ко­ди­ру­ю­щей цепи мо­ле­ку­лы ДНК, если ли­ней­ная длина од­но­го нук­лео­ти­да в сред­нем со­став­ля­ет 0,34 нм.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.


Ответ:

43
Задание № 993
i

Ген I, опре­де­ля­ю­щий груп­пу крови, на­хо­дит­ся в одной ауто­со­ме с геном, вли­я­ю­щим на раз­ви­тие ног­тей, на рас­сто­я­нии 10 мор­га­нид. Муж­чи­на со вто­рой груп­пой крови и де­фек­том раз­ви­тия ног­тей (до­ми­нант­ный при­знак), у отца ко­то­ро­го была пер­вая груп­па крови и нор­маль­ные ногти, а у ма­те­ри - вто­рая груп­па и де­фект раз­ви­тия ног­тей, же­нил­ся на жен­щи­не с пер­вой груп­пой крови и нор­маль­ны­ми ног­тя­ми. Опре­де­ли­те ве­ро­ят­ность (%) рож­де­ния у них ре­бен­ка со вто­рой груп­пой крови и де­фек­том раз­ви­тия ног­тей.

 

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.


Ответ:

44
Задание № 994
i

Эко­ло­ги­че­ская пи­ра­ми­да охот­ни­чье­го уго­дья имеет сле­ду­ю­щий вид:

 

Кон­су­мен­ты вто­ро­го по­ряд­ка
9,3 · 103 кДж

Кон­су­мен­ты пер­во­го

по­ряд­ка

Про­ду­цен­ты
1,5 · 105 кДж

 

Ис­поль­зуя дан­ные пи­ра­ми­ды, опре­де­ли­те, раз­ре­ше­ние на от­стрел сколь­ких лисиц (кон­су­мен­тов вто­ро­го по­ряд­ка) можно вы­дать для вос­ста­нов­ле­ния эко­ло­ги­че­ско­го рав­но­ве­сия, если из­вест­но, что в теле одной ли­си­цы со­хра­ня­ет­ся 300 кДж по­лу­чен­ной энер­гии. Про­цесс транс­фор­ма­ции энер­гии с од­но­го тро­фи­че­ско­го уров­ня на дру­гой про­те­ка­ет в со­от­вет­ствии с пра­ви­лом Р. Лин­де­ма­на.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.


Ответ:

45
Задание № 995
i

Наи­мень­шей ос­нов­ной еди­ни­цей клас­си­фи­ка­ции, объ­еди­ня­ю­щей пла­на­рию, пе­че­ноч­но­го со­саль­щи­ка и бы­чье­го цепня, яв­ля­ет­ся...


Ответ:

46
Задание № 996
i

Клас­си­фи­ци­руй­те ор­га­низ­мы и ука­жи­те че­ты­ре рас­те­ния, ко­то­рые от­но­сят­ся к од­но­му и тому же от­де­лу:

 

1)  горох

2)  люпин

3)  по­лынь

4)  ла­ми­на­рия

5)  лист­вен­ни­ца

6)  мать-и-ма­че­ха

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 13... .


Ответ:

47
Задание № 997
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных утвер­жде­ния, ка­са­ю­щих­ся тка­ней цвет­ко­вых рас­те­ний:

 

1)  скле­рен­хи­ма при­да­ет проч­ность раз­лич­ным ча­стям рас­те­ния

2)  кам­бий вы­пол­ня­ет вен­ти­ля­ци­он­ную и ды­ха­тель­ную функ­ции

3)  эпи­дер­мис и пе­ри­дер­ма от­но­сят­ся к ме­ха­ни­че­ским тка­ням рас­те­ний

4)  ос­нов­ная функ­ция пе­ри­цик­ла за­клю­ча­ет­ся в про­ве­де­нии про­дук­тов фо­то­син­те­за

5)  кол­лен­хи­ма об­ра­зо­ва­на жи­вы­ми клет­ка­ми с не­рав­но­мер­но утол­щен­ны­ми обо­лоч­ка­ми

6)  аэ­рен­хи­ма со­сто­ит из кле­ток раз­лич­ной формы и круп­ных меж­клет­ни­ков, за­пол­нен­ных воз­ду­хом

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 13... .


Ответ:

48
Задание № 998
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных утвер­жде­ния, от­но­ся­щих­ся к эпи­те­ли­аль­ной ткани в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка:

 

1)  об­ла­да­ет спо­соб­но­стью к ре­ге­не­ра­ции

2)  об­ра­зу­ет сред­ний слой стен­ки же­луд­ка

3)  об­ра­зу­ет под­кож­ную жи­ро­вую клет­чат­ку

4)  вхо­дит в со­став желез внут­рен­ней сек­ре­ции

5)  имеет боль­шое ко­ли­че­ство жид­ко­го меж­кле­точ­но­го ве­ще­ства

6)  об­ра­зу­ет общий по­кров тела и его про­из­вод­ные  — во­ло­сы, ногти

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 13... .


Ответ:

49
Задание № 999
i

Сер­деч­ный ин­декс опре­де­ля­ет­ся как от­но­ше­ние массы серд­ца к массе тела, вы­ра­жен­ное в про­цен­тах. Про­ана­ли­зи­руй­те при­ведённые на гра­фи­ке по­ка­за­те­ли. Вы­явив общую за­ко­но­мер­ность, рас­по­ло­жи­те сле­ду­ю­щих жи­вот­ных в по­ряд­ке по­вы­ше­ния их сер­деч­но­го ин­дек­са:

1)  кряк­ва

2)  аист белый

3)  ла­сточ­ка го­род­ская

4)  дятел боль­шой пест­рый

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 214... .


Ответ:

50
Задание № 1000
i

Че­ло­век не­про­из­воль­но от­дер­нул руку от го­ря­че­го пред­ме­та. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность про­хож­де­ния нерв­но­го им­пуль­са по ре­флек­тор­ной дуге этого со­ма­ти­че­ско­го ре­флек­са от ре­цеп­то­ров кожи к ске­лет­ным мыш­цам, ис­поль­зуя все пред­ло­жен­ные эле­мен­ты:

 

1)  спин­но­моз­го­вой ган­глий

2)  аксон вста­воч­но­го ней­ро­на

3)  аксон дви­га­тель­но­го ней­ро­на

4)  пе­ред­ние рога спин­но­го мозга

5)  аксон чув­стви­тель­но­го ней­ро­на

6)  денд­рит чув­стви­тель­но­го ней­ро­на

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 214... .


Ответ:
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.